Шотландский виски
Учитывая количество винокурен на квадратный километр, Шотландию смело можно назвать страной виски. Уникальные качества шотландского single malt делают из этой страны настоящий рай для любителей и коллекционеров, ищущих новых ощущений. Каждая винокурня имеет свой неповторимый стиль, сложившийся не без влияния множества событий, которыми так богата история земли отважных горцев.
Хотите увидеть своими глазами и попробовать? Отправляйтесь с нами в Яхтенный виски-круиз по Шотландии и Северной Ирландии
Долгий путь к успеху
Считается, что в Шотландию искусство дистилляции принес св. Колумб, ирландский монах королевской крови и основатель монастыря на острове Иона. В те времена крепкий uisge beatha совсем не походил на современное виски – насыщенный медом и настоянный на травах эликсир использовался как лекарство при пищевых отравлениях. Отсюда и название uisge beatha – «вода жизни». Св. Колумб крестил в VI веке племя пиктов, населявших в то время территорию Шотландии. В IX веке пикты были полностью истреблены ирландскими захватчиками, которые именовали себя scots. Кстати, от них и произошло название страны – Шотландия (Scotland).
В 1505 году власти Эдинбурга отдали привилегию производить и продавать uisge beatha брадобреям и врачам, признав, таким образом, его медицинский характер. Впрочем, это сильно не огорчило крестьян, они продолжали подпольно гнать и продавать ячменный спирт. Виски стало неотъемлемой частью жизни шотландцев, помогало им коротать долгие и холодные зимние вечера. Употребление виски приняло угрожающие размеры, его пили по праздникам и в будни, на похоронах и на свадьбах, взрослые наливали «воду жизни» детям с 10–12 лет. Это было беззаботное время! Уже в 1644 году король английский Карл I ввел первый налог на uisge beatha, и парламент утвердил его – к великому огорчению местного люда.
Век XVIII стал веком контрабанды. В 1707 году одним из первых решений объединенного англо-шотландского парламента стало создание Board Excise – ведомства, призванного контролировать производство виски и собирать налоги. Правда, в 1713 году налог на солод был снижен в два раза, так что производство выжило.
Лишь официально зарегистрированные винокурни области Лоулэндс могли поставлять свое виски в Англию. Это они из соображений экономии первыми заменили ячменный солод зерновой смесью из ржи, пшеницы и несоложеного ячменя.
Увы, зерновое виски (single grain) уступало по своим характеристикам односолодовому (single malt).
Чтобы перекрыть спиртоносные реки, текущие из Шотландии, английское правительство издало в 1784 году закон Wash Act, по которому налогом облагалось уже не сырье, а рабочий объем перегонных кубов (stills).
Wash Act благоприятствовал винокурням области Хайлэндс – их перегонные аппараты были небольшого размера. Но ведь ввозить свою продукцию в Англию они не могли – пришлось заняться контрабандой. Что до лоулэндцев, они реагировали на нововведение уменьшением размеров своих перегонных кубов. Чем меньше куб, тем быстрее идет перегонка. Запутавшись в собственных законах, английское правительство попросту резко повысило налоги – и контрабанда расцвела повсеместно.
В 1822 году Эдинбург посетил английский король Георг IV. Это был первый визит соверена в Шотландию с момента свержения Стюартов. Король рассчитывал на поддержку шотландцев и старался иногда подыгрывать им. Он облачался в национальные шотландские одежды (чем немало льстил болезненному самолюбию горцев), участвовал в национальных праздниках и поглощал виски в огромных количествах. Именно он пообещал снизить налоговое бремя на производителей виски – и сдержал свое «честное королевское». Спустя всего лишь год вышел новый закон Excise Act, который существенно облегчил им жизнь. Винокурня Glenlivet, которой в те годы управлял известный контрабандист Джордж Смит, первой обратилась за официальной лицензией. Эра подпольного производства и контрабанды закончилась…
В 1877 году основные зерновые винокурни Шотландии решили создать D.C.L. (Distillers Company Limited) для защиты своих коллективных и индивидуальных интересов. Инженер Энас Коффэй изобрел перегонный аппарат непрерывного действия, и шотландские предприниматели (какие имена: Джордж Баллантайн, Артур Белл, Джеймс Чивас, Джон Дьювар, Мэтью Глог, Вильям Тичер) начали завоевание Англии и Америки своим blend (виски из смеси ячменного и зернового спирта). Процветали и винокурни для производства односолодового виски – single malt: Bruichilladich (1881), Glenfiddich (1887), Balvenie (1891), Longmorn (1894)…
В 1900 году в стране уже было 160 винокурен. Правда, в период американского «сухого закона» (1920 – 1933) шотландская индустрия виски выжила лишь благодаря D.C.L. Переименованная в 1979 году в United Distillers, эта компания скупала фирмы, находящиеся на грани краха, а в 1988 году запустила серию Classic Malts of Scotland. Это выдающиеся региональные версии single malt: Cragganmore, Dalwhinnie, Glenkinchie, Lagavulin, Oban, Talisker.
Шотландское виски никогда не знало такого успеха. Это вдохновило многие винокурни, до того времени уделявшие приоритетное внимание блендам, то есть смешанному виски, – вслед за Classic Malts появились другие, быть может, не менее интересные, серии single malt.
Для коллекции Classic Malts отобрали, пожалуй, лучшее, что производится на винокурнях Шотландии. Каждый из шести представленных напитков обладает уникальным, неповторимым сочетанием аромата и вкуса, у каждого свой характер, свои капризы. Но объединяет «шестерку» главное – традиционные методы приготовления и высочайшее качество – то самое, что делает коллекцию по-настоящему классической…
Classic Malts of Scotland – своего рода путеводитель по регионам производства виски. Область Хайлэндс представлена двумя винокурнями. Высокогорная – Dalwhinnie стоит на пересечении торговых путей и контрабандных троп. Oban – на западном побережье, в гавани, среди покрытых мхом торфяных холмов. Хайлэндс – это крепкие, с ароматом торфа и продымленного солода напитки. Область Шпейсайд представляет винокурня Cragganmore, расположенная в верхнем течении реки Шпей. Здешнее виски очень ароматно, с запахом вереска, с легкой солодовостью во вкусе. Glenkinchie – single malt региона Лоулэндс, которое еще называют эдинбургским солодовым, мягкое, с цветочно-медовым ароматом и ореховым привкусом. Lagavulin – это сухое классическое виски из области Айла, пряное, с характерной островной соленостью. И, наконец, элегантное Talisker с острова Скай. Ярко выраженный островной характер, насыщенный дымно-соленый аромат, острый, даже перечный, вкус любимы многими знатоками и ценителями виски.
Не раз доказано: чтобы ближе познакомиться с single malt, необходимо как можно чаще его пробовать, не торопясь, растягивая удовольствие, словно распознавая в неспешной беседе скрытые доселе черты его характера… И все же – позволим себе некоторые замечания и комментарии.
Винокурня Dalwhinnie, что возвышается на открытом, обдуваемом ветрами плато, на высоте более чем 300 метров над уровнем моря, – самая высокогорная в Шотландии. Со всех сторон ее окружают горные цепи. Местное виски выдерживается не менее 15 лет, испытывая на себе все капризы погоды. Однако аромат его не грубеет, как можно было бы ожидать, но становится исключительно нежным – «Gentle Spirit», как говорят в Шотландии. Золотистого цвета полнотелый напиток обладает тонким медовым послевкусием.
Dalwhinnie начала разливать виски в 1898 году и называлась тогда Strathspey Distillery. Источник ключевой воды для винокурни берет свое начало в горах на высоте более 1000 метров, там, где тают снега. Вода проходит через толщи гранита, обретая кристальную чистоту, и снова выходит на поверхность близ винокурни.
«Ob» по-гэльски означает – бухта, залив. Неудивительно, что местные рыбаки назвали свою деревню не иначе как «Oban». В XVII веке рядом стали селиться фермеры, и вскоре Обан стал крупным городом. Здесь до сих пор говорят на древнем гэльском языке, ежегодно проводится Гэльский фестиваль музыки, литературы и речи (Gaelic Festival of music, literature and speech). Знаменитая винокурня расположилась в самом центре города – город рос вокруг нее, как жемчужина вокруг песчинки. Построена она была в 1794 году: десятилетием раньше местный торговец Хью Стивенсон купил у местных властей гостиницу в центре города, описанную как «трактир самого-самого плохого вида». Хью и его отец взяли в аренду несколько судов, ходивших вдоль побережья до Гринока, и создали Oban Brewery Company. Помимо спиртного бизнеса они занимались торговлей полезными ископаемыми, строительством судов и жилья.
Здешнее виски обладает уникальным вкусом – балансирует между сливочной мягкостью, характерной для континентальной части Шотландии, и тяжеловесной дымностыо single malt близлежащих островов.
Винокруня Glenkinchie расположена всего в 15 милях от центра Эдинбурга. Эта местность удивительно плодородна, настоящий шотландский Эдем. Климат обеспечивает наилучшие в Европе условия для созревания ячменя, его сушки и дистилляции. И виски производится здесь издавна. Официально марка Glenkinchie появилась в 1837 году, когда фермеры Джордж и Джон Рэйт получили лицензию на законное производство виски. Они использовали собственный ячмень, а воду брали из местной реки. Вскоре Glenkinchie Distillery стала самой крупной винокурней Лоулэндс. Управляющий компании Мак Ферсон лично возделывал землю для посадки ячменя…. Glenkinchie обладает особой легкостью. Это самый универсальный single malt: он хорош как аперитив и в то же время обладает необходимой глубиной и индивидуальностью, чтобы его торфяно-перечным послевкусием можно было насладиться поздним вечером у камина.
В XII веке на острове Айла, неподалеку от залива Лагавулин, поселился клан Мак Дональд. В середине XVIII столетия нелегальное производство и продажа виски стали для местных жителей единственными источниками средств к существованию. К 1740 году здесь насчитывалось более десятка винокурен. К 1837 году осталось всего два производства, которые объединились под названием Lagavulin. Слово происходит от гэльского «Lag A’Mhuilin», что можно примерно перевести как «долина, где находится завод». Винокурня была одной из первых, где стали разливать single malt. В 1908 году владельцы Lagavulin построили еще одно предприятие – Malt Mill, специально для конкуренции с соседней Laphroaig. А в 1924 году компания арендовала небольшое судно для транспортировки готовой продукции на материк и сырья на завод. Этот транспорт служил верой и правдой более 30 лет. Легкий и маневренный, он не раз спасал команды других кораблей, севших на мель в коварных водах залива Лагавулин. Перевозил он на материк и виски другого, не менее известного, производителя – Talisker. Lagavulin, золотисто-коричневый, с особым, дымным привкусом, полностью соответствует духу острова Айла. Исключительные качества этого single malt приписываются воде из озера, которое наполняется более чем 100 родниками, сбегающими по склонам гор. Шестнадцатилетняя выдержка делает Lagavulin по-настоящему изысканным, забирая его огонь, но оставляя тепло. Неудивительно, что его часто называют первым среди равных в коллекции Classic Malts.
Как и любой single malt, Talisker обладает собственным характером и душой. Остров Скай, наверное, самый известный из всех островов Шотландии. Каждая гора, река или холм могут рассказать о тех далеких днях, когда здесь обретались воинственные галлы, горделивые скандинавы и независимые пикты.
Винокурню Talisker построили в 1830 году Хью и Кеннет МакАскилл, что перебрались на Скай с небольшого соседнего острова. Название Talisker произошло от норвежского «Talamh Sgeir» – «Скала отражений». Располагается винокурня на западном побережье острова, на мысу, выступающем в море. Нет ничего странного в том, что single malt, производимый здесь, имеет резко выраженный соленый привкус. Характер Talisker – мощный и решительный, в нем словно отразилось стремление к свободе и индивидуальности, столь присущее местным жителям. Это подлинное виски воинов и поэтов. Может, потому этот напиток столь любим альпинистами и моряками? В то же время, прирученный ключевой водой, Talisker поражает теплым, богатым вкусом с отчетливо уловимыми нотками вереска.
В Шотландии говорят, что у каждого виски есть история, но рассказать свою историю может лишь single malt…
Медленно покручивая бокал и всматриваясь на свет в золотистый напиток, на какой-то миг вы можете ощутить, что вот-вот откроются тайны, хранимые веками на этой древней земле. Однако все не так просто – сначала необходимо увидеть цвет. Конечно, цвет – от бледного, мягкого, но необычайно насыщенного, присущего вечно юному Glenkinchie, до темно-янтарного, с оттенками красного дерева у благородного и умудренного Lagavulin. Затем согреть напиток в руках – тогда можно почувствовать его аромат, вырвавшийся из многолетнего заточения. Не спешите – вслушайтесь в первое ощущение от встречи с ним, потом вдохните еще и наконец пригубите… Вы услышите первые слова загадочной истории, с каждым новым глотком узнавая мельчайшие ее подробности. Это как притча, рассказ мудрого старика, по счастью, оказавшегося вашим собеседником. Его нельзя торопить, следует лишь благоговейно внимать, не пытаясь нарушить ход неспешного повествования…
Какой из шести классических single malt станет ближе вам по духу, по характеру? Выбор за вами. Главное – уметь прислушаться к напитку, распознать его уникальность. И тогда он останется вашим приятным собеседником надолго. Может быть, на всю жизнь…